"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Қына ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учереждение "Общеобразовательная школа села Кына отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

В единстве наша сила

02.04.2017

Тема: «В единстве наша

сила»

Цель: Продолжить

формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного

сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а

также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.

Задачи:

1. Познакомить учеников с историей формирования

национального состава населения Казахстана

2. Сформировать у учеников нравственное представление

о толерантности, интолерантности, патриотизме.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня

толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

 

 

                                  Ход классного

часа:

 

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная

проблема межнациональных отношений”

В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

 

Несмотря

на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир

и политическую стабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140

этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша

главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей

многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея

народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур.

Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога.

  Казахи – гостеприимный народ, любящий свою

Землю и всех тех, кто волею судьбы оказался на казахстанской земле.

 Казахи – как государствообразующий этнос всегда большое внимание уделяли

как своему родному языку и культуре, так и языкам и культурам всех этносов,

проживающих в Казахстане.

Каждый гражданин нашей страны

должен обрести чувство хозяина на своей земле.

Мы – многонациональное

общество. И в

вопросе межнациональных отношений

не должно быть никаких двойных стандартов.  Все должны быть равны в

государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим

признакам.

 

 

 

 

 

 

Вопрос к классу: 

 

 Какие народы, Проживающие на территории

нашей республики вы знаете?

 

Казахстан находился, да и находится до сих пор, на

стыке двух великих цивилизаций, называемых Европой и Азией. На протяжении своей

многовековой истории, Казахстан служил одним из важнейших мостов между

европейскими и азиатскими цивилизациями. Казахстанский народ, в современном

своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий.

Формирование многонационального состава населения на

территории современного Казахстана началось в середине XVIII столетия. Однако,

до самого начала XX века казахи абсолютно преобладали в составе населения

Казахстана.

В результате Столыпинской переселенческой политики в

Казахстане происходит значительный рост русско-украинского населения. К 1911

году доля казахов сократилась до 67,2 % населения.

Кампания по коллективизации и засуха в 30-х годах

вызвала жестокий голод, который принято в народе называть «Голощекинский

голод». Часть казахов ушла со стадами в Китай и соседние среднеазиатские

республики и Россию. В 1931—1934 годах от голода и болезней погибло около

полутора миллионов человек.

Казахстан был единственной республикой на территории

бывшего СССР, в которой коренное население долгое время составляло меньшинство;

такое положение начало складываться в 30-е годы не только в результате больших

потерь населения, но прежде всего ввиду переселения из других регионов СССР на

территорию Казахстана сотен тысяч людей. В период с 1935 по 1940 годы имели

место постоянные депортации поляков из Западной Украины, Белоруссии и Литвы

(около 120 тысяч человек). В годы Второй мировой войны в Казахстан были

насильственно переселены с Поволжья немцы, с Кавказа чеченцы, ингуши и другие

народы, а в 1950—1960-е годы в связи с освоением целины сюда переехало более

миллиона жителей России, Украины и Белоруссии. В результате удельный вес

казахов, составлявших в 1926 году 57,1 % от всего населения республики,

снизился в 1939 до 38 %, а в 1959 году не превышал и 30 %. Лишь в

последние годы удельный вес казахов достиг 50 % отметки.

В течение всей первой половины XX столетия вплоть до

переписи 1959 года, когда относительное количество казахского населения

достигло 30,02 %, удельный вес казахского населения неуклонно уменьшался

как в силу мощного миграционного притока иноэтничного населения в Казахстан,

так и по причине массовой гибели населения в годы Гражданской войны и

коллективизации.

В 1950-х — начале 1960-х годов в Казахстан

приезжали в основном семьями и оставались там, однако к концу 1960-х стало

больше приезжать одиночек с целью заработать деньги и вернуться на родину.

В последующие годы в результате высокого естественного

прироста численность и удельный вес казахов начинает постепенно увеличиваться.

Одной из наиболее значительных групп населения

Казахстана в XX веке стали депортированные в годы войны немцы, численность

которых к 1989 году достигла 957 518 человек.

Также значительно за период с 1926 по 1989 годы

выросла численность татар, белорусов, уйгуров, корейцев и других. Сохранили

своё достаточно значительное представительство узбеки. При этом только уйгуры и

узбеки увеличили свою численность за счёт естественного прироста населения, все

остальные народы выросли главным образом за счёт миграционного прироста.

С 1968 года сальдо миграции становиться отрицательным,

но население продолжает расти за счёт относительно высокого естественного

прироста.

Появление убыли населения приходится на начало 1990-х

годов. Определяющую роль в этом сыграл миграционный отток из Казахстана. Однако

до 1993 года население Казахстана хотя и медленно, но ежегодно увеличивалось

только благодаря показателю естественного прироста.

В 1993 была зафиксирована наибольшая численность

населения Казахстана за всю историю — 16,9 млн человек.

Таким образом, получается, что многонациональность

нашей страны определялась уже в XVIII веке.

Вопрос к классу: 

 

Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную

неприязнь друг к другу?

 

Каждая этническая община оригинальна, имеет

особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще

всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо

зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались

еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех

многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский

народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы,

направленные на самоопределение национальностей.

И это вызвало отрицательную реакцию. Естественно,

напряженность межнациональных отношений чревата тяжелыми последствиями: это

всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных

разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”,

“национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций

(народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на

доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей,

складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических

связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют

иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

 

Вопрос к классу: что такое национальность и как ее

определить?

 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ  – принадлежность к

той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения

человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не

означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой

принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но

национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении

многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и

считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае

национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких

ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя

считает, если имеет “разных” родителей.

Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно сказать, кем по национальности являетесь

Вы?

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти

отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд

незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает

у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством –

привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ  – идеология и политика,

исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации

другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор

часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим –

никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый,

бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но

немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это

в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в

повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные

официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких

“ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении,

частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный

национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое

значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только

народов, но и отдельных стран.

Противоречия и конфликты имеют место и между

различными народами, например, Северного Кавказа в составе Российской

Федерации, Израиль и Палестина (Сектор Газа), Ирак, Иран, Афганистан.

Проблема национализма затрагивает многих людей и,

соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на

мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на

Земле не останется только одна национальность.

Патриотизм и национализм: как различить

 

что такое патриотизм?

 

ПАТРИОТИЗМ  – преданность

и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник,

patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения,

месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого

намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более,

ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не

имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на

доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую

исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это

происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и

достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Стремление сохранить оригинальность, народность той

или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко

эти проявления заметны в современном мире. Оттенки этого опасения различны: от

полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха,

иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, каждый гражданин забывает при этом, что

он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание

законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению

агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем

итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы

записываются на доске)

Выводы:

Национальность определяется не местом рождения, а

национальностью родителей

Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на

самоопределение

Своей национальной принадлежностью нужно гордиться

национальные вопросы должны решаться законным путем с

помощью переговоров;

шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к

улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;

компромисс – самый эффективный способ решения

национальных проблем;

каждый человек в отдельности, который является националистом,

несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме,

весьма актуальной в нашем мире, проблеме межнациональных отношений. Она

касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и

исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном

государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас.

Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много

общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может

быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

Хотелось бы закончить наш классный час словами нашего

Президента Н.А.Назарбаева «Сила любой страны – в единстве её народа. Мы

должны всегда помнить – у нас общее будущее. И оно зависит от единства всех

казахстанцев!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ГУ  « Искровская средняя школа»

 

Тема классного часа:

 

 

« В единстве

наша сила»

9

«Б» класс

 

 

                    Провела: Купенова К.К.

 

 

 

 

 

31

января 2017 год

Просмотров: 769

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст